Бум вернулся в Кремниевую долину. Бизнес-парки вдоль Шоссе 101 вновь украшены логотипами подающих надежды стартапов. Арендная плата взлетела, как и спрос на причудливые загородные дома в курортных поселках вроде Лейк-Тахо – верный признак накопления новых состояний. Область залива Сан-Франциско была местом рождения полупроводниковой промышленности, вслед за которой здесь же появились на свет компьютерные и интернет-компании. Именно местные волшебники придумали множество чудес, благодаря которым мы ощущаем себя в мире будущего – это и телефоны с сенсорными экранами, и мгновенный поиск информации в огромных библиотеках, и возможность управлять дроном за тысячи километров от него. Возрождение деловой активности, которое началось здесь в 2010 году, указывает на то, что прогресс вновь набирает обороты.
И потому довольно удивительно, что некоторые обитатели Кремниевой долины считают, будто бы в ней наступил застой, а темпы инноваций замедлились на десятилетия. Основатель PayPal и первый сторонний инвестор Facebook Питер Тиль говорит, что инновации в Америке застряли «где-то между реанимацией и кладбищем». Инженеры из самых разных областей разделяют это чувство разочарования. А некоторые экономисты – таких немного, но их становится все больше – считают, что экономическое воздействие современных инноваций блекнет по сравнению с прорывами прошлого.
[ … ]
По всему миру взлетают инновационные технологии, старт которым дали низкие цены на вычислительные мощности. Компьютеры начинают понимать естественный язык. Люди играют в видеоигры, управляя лишь движениями тела — эта технология скоро найдет широкое применение в бизнес-сообществе. С помощью трехмерной печати производится все больше разных вещей, и скоро она позволит создавать человеческие ткани и другие органические материалы.
Пессимисты от инноваций, конечно же, могут сказать, что до этого еще далеко. Но сама идея о том, что обусловленный технологиями рост должен либо непрерывно увеличиваться, либо неуклонно спадать вместо того, чтобы колебаться, противоречит историческим фактам. Чед Сайверсон из Чикагского университета обращает внимание на то, что рост производительности в эпоху электрификации был неравномерным. В период важных инноваций в области электричества в конце XIX-го и начале XX-го веков рост и в самом деле был медленным, но потом произошел взрыв.